Новостройка с недоделками

 Сегодня многие жители нашей области, стремясь улучшить свои жилищные условия,  заключают договоры долевого участия в строительстве многоквартирного дома. Многие при этом долгое время копят средства, либо берут кредиты, словом выкладываются полностью, чтобы получить долгожданные квадратные метры. Но радость новоселья нередко омрачается обнаружившимися недостатками полученного жилья. Разберемся, как себя вести в подобных ситуациях.

   В первую очередь, к моменту принятия квартиры от застройщика внимательно еще раз прочтите договор с застройщиком. В нем обязательно указывается в каком состоянии должна передаваться квартира. Вы вправе требовать точного соблюдения условий договора. Все недоделанное должно быть устранено. 

   В соответствии с федеральным законом от 30 декабря 2004 года «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» участник долевого строительства до подписания передаточного акта вправе потребовать от застройщика составления акта, в котором указывается несоответствие качества квартиры  условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям. В этом случае Вы можете отказаться от подписания передаточного акта.

    При обнаружении подобных недостатков Вы вправе потребовать от застройщика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, либо соразмерного уменьшения цены договора, либо возмещения своих расходов на устранение таких недостатков. Аналогичные положения содержатся в Законе «О защите прав потребителей».

   Если недостатки не устранены застройщиком, то покупатель в праве отказаться от исполнения договора, а также может потребовать возвращения уплаченных денежных средств и процентов. Эти же требования можно предъявить в случае существенного нарушения требований к качеству квартиры. Существенными являются такие нарушения, которые нельзя устранить, либо которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, выявляются неоднократно или проявляются вновь после устранения.

   Бывают случаи, когда потребитель при приобретении новостройки заключает не договор долевого участия в строительстве, а договор уступки права требования. Эти обстоятельства никак не освобождают застройщика от ответственности, вне зависимости от количества договоров уступки права требования было заключено.

   Во многих случаях недостатки строительства проявляются не в момент приема квартиры от застройщика, а значительно позднее. Но и в этом случае закон защищает новоселов. Для объектов долевого строительства (квартир, многоквартирных домов) гарантийный срок устанавливается договором, но не может быть менее пяти лет. Исчисление этого срока начинается со дня передачи квартиры потребителю. А гарантийный срок на  технологическое и инженерное оборудование не может составлять менее трех лет.

   Соответственно, если строительные недостатки обнаружены в течение гарантийного срока, то потребитель также вправе требовать от застройщика безвозмездного устранения недостатков в разумный срок, либо соразмерного уменьшения цены договора, либо возмещения своих расходов на устранение таких недостатков. Даже если Вы не первый собственник квартиры в новостройке, Вы все равно имеете те же права в рамках гарантийного срока.

Однако в некоторых случаях застройщик освобождается от ответственности за выявленные в пределах гарантийного срока недостатки. Это возможно если строительная компания докажет, что недостатки произошли вследствие нормального износа, либо из-за нарушения самим потребителем правил эксплуатации или вследствие некачественного ремонта.

   Следует помнить, что все «разговоры» со строительной компанией необходимо вести в письменном виде, то есть писать письменные претензии, в которых указывать обнаруженные недостатки и свои требования. Претензия составляется в свободной форме в двух экземплярах, один необходимо отдать застройщику, а на втором, который остается у вас, сотрудник строительной компании ставит отметку о принятии. Возможна ситуация отказа в приеме претензии, тогда необходимо отправить ее заказным письмом с уведомлением о вручении. Это может помочь в последующем в суде.

   В любом случае перед обращением в суд следует обратиться к застройщику с претензией. Добросовестные строительные компании устранят недостатки в досудебном порядке. Если на претензию строительная компания никак не отреагировала, то следует обращаться с исковым заявлением о защите прав потребителя в суд. Государственной пошлиной такое заявление облагаться не будет, если взыскиваемая сумма не превышает  одного миллиона рублей. В судебном заседании, возможно, потребуется проведение строительно-технической или иной экспертизы для подтверждения причин возникновения недостатков. В Рязанской области достаточно экспертов в этой области.

   Избежать проблем с недостатками в новостройке можно, если более тщательно выбирать строительную компанию. Но если проблемы все же возникли и вы сомневаетесь в правильности своих действий, то лучше обратиться за консультацией к юристу.

Разъяснения подготовлены руководителем Юридической клиники Л.Ю. Лариной