Права пассажиров при задержке авиарейса

В последнее время наши граждане все чаще пользуется услугами авиаперевозки пассажиров. Будь то долгожданный отпуск, важная деловая встреча или необходимое лечение, задержка авиарейса может доставить массу неприятных последствий в любом случае. Далеко не все пассажиры знают свои права при задержке рейса.

Некоторые недобросовестные авиакомпании сообщают, что в чартерный рейс в отличие от регулярного может быть задержан на любое время без каких-либо компенсаций. Это не законно. Нет никакой разницы в том, регулярным рейсом Вы пользуетесь или чартерным: Ваши права одинаковы в обоих случаях.

В России в настоящее время действуют утвержденные Минтрансом Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, которые по-другому называются Федеральные авиационные правила, Воздушный кодекс РФ, а также международная Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок.

Пассажиры имеют право на получение информации о задержке или отмене рейса, а также о причинах задержки или отмены рейса, которая доводится до них авиакомпанией или аэропортом в визуальной и/или акустической форме. При этом Вы вправе требовать от сотрудников авиакомпании или аэропорта поставить в вашем билете отметку о задержке рейса и времени, когда рейс был отправлен. Эта отметка должна быть заверена печатью или штампом соответствующей организации.

Вне зависимости от того, на какой срок задержан рейс, авиакомпания обязана бесплатно предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет и организовать хранение багажа.

В том случае, если рейс задерживается на срок более двух часов, то авиакомпания обязана предоставить возможность сделать 2 телефонных звонка или отправить 2 сообщения по электронной почте, а также предоставить прохладительные напитки на время ожидания рейса.

Когда задержка рейса затягивается на срок более четырех часов, то авиакомпания обязана обеспечить пассажиров горячим питанием, которое должно предоставляться каждые 6 часов днем и каждые 8 часов - в ночью. Следует знать, что предоставление таких продуктов как чай, кофе и бутерброд нельзя считать горячим питанием.

В случае, если задержка рейса более шести часов, то авиакомпания обязана разместить пассажира в гостинице и организовать доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно.

Все эти услуги должны предоставляться абсолютно бесплатно!

Однако авиакомпания в случае задержки рейса может принять решение об отправлении пассажира другим маршрутом или рейсом другой компании. В этом случае никаких доплат также не должно быть.

Когда после задержки рейса Вам все-таки удалось прилететь в пункт назначения, то не редко оказывается так, что Вы оплатили, но не воспользовались частью услуг (ночь или день в отеле, экскурсии и т.п.). В этом случае Вы вправе потребовать возврата денег за неиспользованные услуги.

Кроме того, в соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса РФ за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик должен выплатить штраф в размере двадцати пяти процентов минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы.

Такой штраф нельзя взыскать только в том случае, если задержка рейса произошла по обстоятельствам, не зависящим от авиакомпании, например, плохие погодные условия, не позволяющие самолету взлететь, или требования соответствующих государственных органов о задержке рейса.

Нужно также знать, что в случае, если вследствие задержки или отмены рейса пассажир был вынужден за свой счет питаться и оплачивать номер в гостинице, то соответствующие расходы расцениваются как реальный ущерб, причиненный некачественным оказанием услуги перевозки (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Турист вправе потребовать с авиакомпании возмещения такого ущерба в полном объеме.

Пассажир вправе при задержке рейса отказаться перевозки и тогда перевозчик обязан возвратить в полном объеме провозную плату.

В случае задержки рейса пассажиру может быть причинен моральный вред (физические и нравственные страдания), который в соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» также может быть взыскан в пользу пассажира в судебном порядке.

Государственная пошлина по искам о защите прав потребителя, если взыскиваемая сумма не превышает одного миллиона рублей, не оплачивается.

В любом случае, при задержке рейса требуйте от авиакомпании соблюдения Ваших прав, а в случае необходимости обращайтесь к юристу для помощи в написании претензии или искового заявления для защиты Ваших интересов в суде.

Разъяснения подготовлены руководителем Юридической клиники Л.Ю. Ларина